08.03.2016

Организационные аспекты использования сетевых технологий в образовании


Подготовить сообщение в учебном блоге по теме "Системы управления обучением":
1. приведите примеры (не менее 5) и дайте краткое описание наиболее распространённых систем управления обучением;
2. сделайте структурный обзор любой системы управления обучением, которая больше всего понравилась.



Одна из систем управления обучением это LMS
Claroline LMS – это система дистанционного обучения, созданная еще в 2001 году в Бельгийском университете. С тех пор система постоянно развивается и совершенствуется. На сегодняшний день система используется для электронного обучения преимущественно в академическом секторе. В Claroline преподаватели имеют возможность создавать онлайн-курсы и управлять процессом обучения.
К плюсам системы можно отнести определенную простоту в управлении и надежность работы. Кроме того, несомненным преимуществом является тот факт, что это программное обеспечение переведено на 35 языков, включая русский. Также есть русскоязычные ресурсы, посвященные этой системе и сообщества в виде форумов. К сожалению, популярность системы не столь велика, как например, у Moodle, поэтому сообщество пользователей в русскоязычном сегменте достаточно мало. Кроме того, документация по системе в основном не русифицирована.
К недостаткам Claroline можно отнести ее ограниченную функциональность – все ограничивается стандартным набором функций для электронного обучения – не более. С другой стороны, система распространяется по лицензии GNU GPL, а это значит, что у нее открытый код и в любой момент могут появится дополнительные модули, расширяющие функциональность от других пользователей или можно такие модули создать самостоятельно при определенных навыках или ресурсах[4].

это сетевая платформа, позволяющая:
  1. размещать электронный учебный материал различных форматов;
  2. разграничивать доступ к учебному материалу;
  3. осуществлять контроль за ходом изучения материала и выполнения заданий;
  4. организовывать взаимодействие участников учебного процесса средствами сетевых коммуникаций (как правило);
  5. разрабатывать электронный учебный материал (не обязательно).

Примеры LMS:
1. Moodle
2. Sakai
3. ILIAS
4. Blackboard
5. eFront
6. Прометей
7. ShareKnowledge


Blackboard

Blackboard — одна из наиболее популярных LMS в мире, особенно в системе высшего образования. Единственная полностью платная платформа из всех, перечисленных в этой статье. Цена на сайте не указана, доступна только по запросу. Здесь есть все возможности, которые только могут быть в системе управления обучением, и постоянно появляются новые функции, такие как возможность выставлять оценки анонимно, или делегировать выставление оценок ассистенту, возможность использовать аудио или видео в качестве обратной связи и продвинутая аналитика.

Blackboard стоит использовать если Вам действительно нужна продвинутая платформа, и если Вы готовы инвестировать значительные средства в покупку лицензии и обучение преподавателей.



Moodle

Moodle — еще одна популярная система управления обучением. Часто ее называют бесплатной, но, на самом деле, ее использование подразумевает определенные расходы. Скачать набор файлов с программным кодом с официального сайта можно бесплатно, но Вам необходимо будет оплатить хостинг и услуги специалиста, который будет устанавливать, обновлять и обслуживать платформу.

Moodle предлагает огромное количество возможностей для созданий и хранения материалов, оценивания учащихся и взаимодействия между учащимися и преподавателем. Система очень гибкая, есть огромное количество настроек, которые позволят Вам адаптировать систему под Ваши потребности. Так как код открыт, Вы можете вносить в него любые изменения.

В 2015 году появился бесплатный хостинг для Moodle-сайтов MoodleCloud, который будет хорошим решением для репетиторов и небольших образовательных организаций, которые не могут обеспечить необходимую техподдержку, или не могут позволить оплату хостинга, а также для тех, кто хочет ознакомиться с основными функциями платформы, чтобы определить, соответствует ли она их потребностям.

Большие плюсы Moodle — это подробная документация, и наличие форумов и сообществ пользователей, которые могут помочь Вам разобраться с особенностями работы платформы, и ответить на вопросы.

Edmodo

Edmodo часто характеризуют как Facebook для школ. При работе с этой системой учителя и учащиеся создают бесплатные учетные записи, а затем учитель создает свой класс в виде группы. У одного преподавателя может быть несколько групп, и каждый учащийся может состоять в нескольких группах.

Регистрация в системе очень простая, Вам нет необходимости указывать номер телефона, либо какую-то идентифицирующую информацию. Для регистрации учащихся электронная почта необязательна.

Когда учащиеся входят в Edmodo, то видят ленту новостей — все объявления и записи от групп, в которых они состоят.

Преподаватели могут хранить в системе учебные материалы, доступные для скачивания учащимися, принимать и оценивать задания, выдавать значки учащимся за успехи. Edmodo — удобная платформа для общения и взаимодействия, особенно для тех, кто имеет опыт использования социальных сетей ВКонтакте или Facebook.

Интерфейс англоязычный, но это, скорее всего, не будет проблемой, так как платформа очень интуитивная и простая в использовании. Платформа полностью бесплатна, и не содержит рекламы.

Google Класс

Google Класс становится все более и более популярной LMS. Чтобы воспользоваться платформой, необходимо быть пользователем Google Apps для образования (приложение бесплатное, технические знания для работы не требуются).

Google Класс позволяет создавать учебные классы, создавать и оценивать задания, предоставлять учащимся обратную связь, публиковать объявления, и распространять учебные материалы. У Google Класс нет некоторых функций, которые можно найти у других популярных LMS. Например, возможности совместного обсуждения очень ограничены.

Так как платформа интегрирована с другими инструментами Google, ее будет легко начать использовать тем, кто уже знаком с различными приложениями Google. Класс бесплатен для учебных заведений.

Schoology

Schoology обладает всеми основными функциями LMS. Основная отличительная особенность платформы — это большие возможности для взаимодействия и совместной работы: учащихся между собой, преподавателей между собой, преподавателя индивидуально с учащимся, в небольших группах, и так далее.

Пользователь Schoology видит ленту новостей с записями всех групп, в которых он состоит. Он также может перейти на страницы этих групп, чтобы видеть только их сообщения.

На странице курса учителя могут публиковать задания, собирать работы и оценивать их,отмечать в календаре крайние сроки сдачи заданий, вести дискуссии, проводить тестирование, хранить материалы курса, которые учащиеся могут скачивать.

Есть функция создания групп, в которых учителя могут объединяться как с учащимися, так и с другими учителями, в том числе и из других школ. Учащиеся могут создавать собственные группы , при этом школа полностью контролирует, как они функционируют.

Schoology интегрирована с различными приложениями, такими как Vimeo, eduCanon, Google Drive и Evernote.

Язык интерфейса — английский. Основные возможности платформы доступны бесплатно.

2.  Структурный обзор Moodle
 

Moodle это успешно действующий и непрерывно развивающийся проект.
Основателем и ведущим разработчиком Moodle является Martin Dougiamas из Западной Австралии. Более 23 лет он занимался вопросами информационных технологий в образовании. Создание программного обеспечения с открытым исходным кодом, позволяющего создавать курсы, базирующиеся в Internet,стало основной темой его диссертации«The use of Open Source software to support a social 3 constructionist epistemology of teaching and learning within  Internet-based communities of reflective inquiry ». Martin Dougiamas начал разработку Moodle в 1999 году. Первая версия системы была выпущена в августе 2002 года. С тех пор проект активно растет и развивается. Moodle распространяется бесплатно в качестве программного обеспечения с открытым кодом (Open Source) под лицензией GNU Public License.  Moodle относится к классу Learning Management System и используется для разработки, управления и распространения учебных online-материалов с обеспечением совместного доступа. Создаются данные материалы в визуальной учебной среде с заданием последовательности изучения. В настоящее время, на базе системы Moodle организовано дистанционное обучение во многих крупнейших университетах мира из 193 стран. Программа переведена на более чем 75 языков, в том числе и на русский язык. В Интернете имеется более 250 русскоязычных сайтов образовательных учреждений, работающих на программном обеспечении Moodle. Система дистанционного обучения (СДО) Moodle проектировалась в соответствии с педагогикой социального конструктивизма, которая включает совместную работу и активное обучение[5].
Основные возможности системы Moodle:

• личный кабинет, профиль и портфолио у каждого обучающегося;
• создание и назначение курсов;
• контроль за прохождением обучения и успеваемостью;
• система оценок знаний;
• тестирование;
• новости обучения и уведомления о них;
• онлайн-календарь событий;
• онлайн-опросы;
• загрузку и скачивание документов;
• внутренний обмен мгновенными сообщениями;
• форум для обсуждений;
• вики-база знаний[1].

Организация учебного курса.
Основным элементом системы являются учебные курсы. В рамках учебного курса можно организовать:

• передачу знаний в электронном виде с помощью текстовых лекций, презентаций, видеороликов, кейсов и т.п.;
• взаимодействие обучаемых между собой и с тьютором.
• проверку знаний с помощью тестов, заданий, кейсов;
• совместную работу по определённой теме с помощью встроенных механизмов wiki, семинаров, форумов и проч.

Курс – это области в Moodle, куда тьютор выкладывают обучающие материалы для своих слушателей, необходимые для использования и исполнения в процессе обучения. Тьюторы или менеджер по обучению могут вносить в курс конкретное содержимое и реорганизовывать его в соответствии с его собственными потребностями.

Стандартные форматы Курсов.

Формат Еженедельный – с разбивкой Курса по неделям . Курс, организуется по-недельно, с чёткой датой начала и датой конца. Moodle создаст раздел для каждой недели вашего Курса. Вы можете добавить, лекции, задания, тестирование и пр. в раздел каждой недели.
Совет: Этот формат очень удобен, если вы хотите, чтобы все ваши обучаемые работали над одними и теми же материалами в одно и то же время. Подходит для проведения аттестации и оценки персонала.

Формат Тематический – с разбивкой Курса по темам. Курс организуется в виде тематических разделов, которым тьютор может дать заголовки. Каждый тематический раздел состоит из элементов курса которые требуются для изучения материала и промежуточного тестирования усвоения.
Совет: Использовать этот формат особенно удобно, если ваш курс предназначен для свободного освоения материала без конкретной привязки к датам и длительности обучения. Курсы по адаптации, общее обучение персонала, внутреннее обучение.
Социальный формат — этот формат ориентирован на один главный Форум. Это полезно для организации свободного общения персонала компании. Возможно организовать площадку для обмена мнением, опытом, публикации полезных советов, публикации элементов корпоративной культуры и её обсуждение.
Дизайн и разработка Moodle направляются особой философией обучения, которую можно вкратце назвать "педагогика социального конструкционизма" (social constructionist pedagogy)

Конструктивизм

Люди "конструируют" для себя новые знания в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Всё, что вы читаете, видите, слышите, ощущаете и трогаете, сравнивается с ранее полученным знанием. Если это как-то с вашим знанием соотносится, могут быть достроены новые фрагменты знания, которые и останутся с вами. Знание укрепляется, если его удаётся успешно применять и в других ситуациях. Вы не просто хранилище памяти, пассивно впитывающее информацию, и знание не может быть получено непосредственно чтением или прослушиванием.

Это не значит, что Вы не можете узнать что-либо, почитав веб-страницу или послушав лекцию. Конечно, можете. При обучении имеет место в большей мере интерпретация, нежели простая передача информации от одного к другому.



Конструкционизм

Конструкционизм утверждает, что обучение особенно эффективно, когда учащийся в процессе обучения формирует что-то для других. Это может быть что угодно, от высказывания утверждения или написания сообщения в интернет до более комплексных произведений, таких как картина, дом или пакет программ.

Например, вы можете прочесть эту страницу несколько раз, и всё равно на завтра ничего не помнить. Но если вы попытаетесь объяснить эти идеи кому-нибудь другому своими словами или изготовить слайд-презентацию, объясняющую эти концепции, Вы лучше поймёте их и лучше интегрируете в свои собственные идеи. Вот почему люди делают конспекты во время лекций, даже если никогда не читают их потом.



Социальный конструктивизм

Это понятие расширяет выше представленные идеи до группы, члены которой формируют что-то для других, работая совместно, и создавая тем самым "малую культуру" разделяемых участниками группы предметов и смыслов. Когда кто-то погружается в подобную культуру, он попадает в непрерывный и многоплановый процесс обучения тому, как "быть" в этой культуре.

Возьмём в качестве простого примера такой объект, как чашка. Этот предмет может использоваться для тысячи разных целей, но его форма сама по себе уже даёт некоторого рода "знание" об удержании жидкостей. Более сложный пример – онлайн-курс. Здесь не только "формы" инструментария указывают на то, как должен работать такой курс, но и тексты, созданные группой, и сама происходящая деятельность, в целом будут помогать формированию того, как каждый участник курса действует внутри группы.



Вовлечённое и отвлечённое

Эта концепция - чуть более глубокое исследование мотивации поведения участников в дискуссиях. "Отвлечённое" поведение – это когда кто-то старается оставаться "объективным" и "опираться на факты". Он имеет склонность защищать собственные соображения, используя логику для нахождения слабых мест в суждениях оппонента. "Вовлечённое" поведение представляет собой более эмоциональный подход, допускающий субъективность. При этом человек старается слушать и задавать вопросы для понимания других точек зрения. "Сконструированное" поведение – это когда человек способен использовать оба подхода, и выбирает какой-либо из них в зависимости от текущей ситуации[2].


Источники информации:


  1. Обучающая среда Moodle [Электронный ресурс] URL:https://docs.altlinux.org/archive/4.1/school_server/moodle/index.html (Дата обращения 07.03.2016)
  2. Структура и основные компоненты Moodle [Электронный ресурс] URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v15_i3/html/9.htm(Дата обращения 07.03.2016)
  3. Обзор Moodle [Электронный ресурс] URL: http://hr-elearning.ru/obzor-sdo-moodle-obuchenie_attestacia_personala/(Дата обращения 07.03.2016)
  4. Claroline LMS [Электронный ресурс] // e-Learning - бесплатно URL: http://www.free-elearning.ru/sdo/11-claroline-lms.html (дата обращения: 07.03.2016);
  5.  Руководство по работе с LMS Moodle [Электронный ресурс] URL: http://sdo.rpa-mu.ru (Дата обращения 07.03.2016)

1 комментарий: