14.03.2016

Анализ опыта применения сетевых технологий в образовательном процессе


Сетевая технология — это согласованный набор стандартных протоколов и реализующих их программно-аппаратных средств (например, сетевых адаптеров, драйверов, кабелей и разъемов), достаточный для построения вычислительной сети. Эпитет «достаточный» подчеркивает то обстоятельство, что этот набор представляет собой минимальный набор средств, с помощью которых можно построить работоспособную сеть. Возможно, эту сеть можно улучшить, например, за счет выделения в ней подсетей, что сразу потребует кроме протоколов стандарта Ethernet применения протокола IP, а также специальных коммуникационных устройств — маршрутизаторов. Улучшенная сеть будет, скорее всего, более надежной и быстродействующей, но за счет надстроек над средствами технологии Ethernet, которая составила базис сети
Источник информации: Сетевая технология. Что это? [Электронный ресурс] URL: http://www.lantester.ru/networkteh/common/what-is-networkteh.html (Дата обращения 12.03.2016)

Первый пример:

На уроках математики используются два вида информационных технологий: презентации и слайд-шоу. Они позволяют наглядно и доступно объяснить детям материал.

Презентация является информационным обеспечением фронтальной работы учителя с классом и состоит из слайдов. Основные формы данной информации – текст, рисунки, чертежи .

Опыт применения электронных презентаций, выполненных в программе PowerPoint показал, что повышается качество урока. Компьютерные презентации – это самые современные технологии представления информации. Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания этого урока, от цели, которая ставится на уроке. При изучении нового материала использование презентации позволяет иллюстрировать учебный материал. При проведении устных упражнений презентация даёт возможность оперативно предъявлять задания. Учебная презентация может представлять собой конспект урока. В этом случае она состоит из основных составляющих традиционного урока: указывается тема, цель, план работы на уроке, ключевые понятия, домашнее задание. Для уроков математики важно применение анимированных чертежей, когда нужно организовать работу учащихся с графиками, чертежами к доказательству теорем и задач, выполнить схему, использовать таблицу и т.д.

На уроках используются электронные приложения разного вида:
  • иллюстрации и демонстрации аудио- видеоряда;
  • приложения, сочетающие в себе и иллюстративный материал, и постановку проблемных вопросов с последующей проверкой выдвинутых предположений и решений, фронтальную проверку и самопроверку знаний в виде тестов, кроссвордов, головоломок;
  • разработки серии уроков по теме, которые позволяют представить материал наиболее полно, вырисовывая картину целостного восприятия мира, успешно интегрируя различные области знаний на одном предмете;
  • разработки электронных приложений к урокам с использованием языка программирования VisualBasic, которые дают непосредственное общение ученика с компьютером (выполняются учителями, освоившими объектно-ориентированное программирование).

Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы:
  1. Сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронные вариант методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени)
  2. Технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы) .

Источник информации: Использование информационных технологий в обучении математике [Электронный ресурс] URL: http://infourok.ru/ispolzovanie_informacionnyh__tehnologiy_v_obuchenii_matematiki-404214.htm (Дата обращения 13.03.2016)



Второй пример:

Анализ зарубежного опыта использования информационных технологий и конкретных ресурсов для изучения литературы в образовательных учреждениях побуждает говорить о преимущественно неспецифическом характере таких ресурсов применительно к литературе. Большинство из технологий и ресурсов практически так же пригодны для изучения, например, курсов истории и мировой художественной культуры. Но существенными преимуществами этих средств в отношении изучения литературы следует назвать:
  1. Нацеленность информационных технологий и ресурсов на оцифровку, обработку и размещение в сети Интернет полных текстов произведений художественной литературы, что позволяет увеличить доступность текстов для учащихся, студентов и учёных, а также многократно сократить время, затрачиваемое на введение цитат в тексты статей и рефератов.
  2. Предоставление всем участникам исследовательской работы в сети Интернет возможности пользоваться полными собраниями сочинений мастеров художественного слова, включая тексты произведений иностранных авторов в подлиннике.
  3. Ускорение изучения стиля художественного произведения, особенностей индивидуального стиля автора, в т.ч. - путём сопоставления произведений одного автора и одножанровых произведений различных авторов за счёт компьютерного анализа того или иного плана.
  4. Соотносимость и совокупное использование традиционных исследовательских методов и новых методов, возникших на основе информационных технологий и средств.
  5. Широкая адресация – ученикам, учащимся, студентам, преподавателям, деятелям науки и культуры, задействованным в исследовательской работе по литературоведческому профилю.

Если значительная часть иллюстративного материала для всех дисциплин гуманитарного цикла сканируется путем использования традиционных средств компьютерной периферии, то многие новые иллюстративные объекты не имеют аналогов в реальной действительности, будучи созданы непосредственно в компьютерных редакторах различного плана. Это в первую очередь имеет отношение к объектам векторной и растровой графики, флеш-анимациям, способным воссоздать по сохранившимся описаниям утраченные картины бытия, представляющие интерес для изучения в курсе литературы, литературоведения, других дисциплин гуманитарного цикла. Возможность моделирования, например, интерьеров графских усадеб и дворцово-парковых ансамблей, где разворачивается действие в тех или иных произведениях художественной литературы, и, конечно, фотороботов лиц персонажей по скрупулёзным авторским описаниям наряду с иными компонентами среды обитания, общения, личного и общественного роста героев книг дает возможность существенно увеличить у учащихся мотивацию к изучению литературных произведений.
Следует отметить, что использование информационных технологий при изучении литературы имеет значение не только в организации своеобразного виртуального образовательного пространства. Определённый спектр информационных средств направлен также на то, чтобы реальная среда литературного и литературоведческого творчества ничуть не уступала виртуальной среде по возможностям поиска, классификации, пользования текстовой и графической информацией. Так, 27 декабря 2006 года, 16:47 Владимир Парамонов сообщил http://science.compulenta.ru/301085/ о том, что «в США используются роботы-библиотекари, они занимаются сортировкой и поиском книг. Система, использующаяся в книжном хранилище Чикагского университета, основана на применении радиочастотных идентификационных меток (RFID). Каждый том в библиотеке снабжен уникальным чипом RFID, содержащим такую информацию, как название, фамилия автора, год публикации и так далее. При выносе или возврате книги осуществляется сканирование чипа RFID, и в базу данных автоматически вносятся соответствующие изменения. Книги в библиотеке Чикагского университета хранятся в специальных трехъярусных стеллажах, а их поиском и доставкой к RFID-сканеру занимаются роботы-библиотекари. Среднее время поиска пяти книг составляет около двух с половиной минут. Человек с подобной задачей не всегда может справиться и за два часа». Действительно, в крупных библиотеках нашей страны требуется делать заказ за несколько часов. Отсутствие столь длительного времени в хорошо спланированном графике востребованных в настоящий момент исследователей побуждает многих из них обращаться преимущественно к электронному фонду литературы, который пока ещё существенно беднее печатного фонда. Это может приводить к тенденциозности суждений и формированию взглядов (в науке, исследовательской и учебной практике), не выдержанных в пропорциях культурно-исторического мировоззренческого наследия.
Существует немало аспектов зарубежного опыта, который уже получил и осмысление, и продолжение развития в пространстве отечественной педагогической мысли, а также практического использования в учебных заведениях. Здесь явственно выделяются сетевые энциклопедии, справочники, являющиеся плодом коллективного творчества, продолжающегося каждую минуту. К их числу следует отнести такие ресурсы как «Википедия» www.vikipedia.org и ей подобные. Такие энциклопедии и справочники содержат биографии поэтов, писателей, литературных критиков, и могут наряду с этим содержать биографии литературных героев. Если поле творчества создателей «Википедии» насчитывает 250 языков мира, то многонациональное пространство нашей страны также потенциально способно содействовать обогащению языкового колорита, помещению в сети и переработке текстов на языках подлинника.
Необходимо заметить, что не только всеохватные сетевые ресурсы имеют значение при изучении литературы в школе, вузе, научно-исследовательском учреждении. Такие ресурсы могут и не содержать недавно найденных специалистами и энтузиастами материалов, имеющих непосредственное отношение к творчеству интересующего автора, и, напротив, сайты, не специализирующиеся на аккумулировании больших объёмов художественного творчества, способны стать источниками ценной литературной информации.

Существуют также веб-ресурсы, которые позволяют изучать одновременно несколько дисциплин, в особенности, предоставляя материал для самостоятельного ознакомления, чтобы затем сделать сообщение в группе или в классе. В 2004 году, например, появился сайт с характерным названием «Крылатые сандалии»: «Этот мультимедийный сайт о Греческой мифологии создан Австралийской радиовещательной корпорацией совместно с Центром античности и археологии Мельбурнского университета. Сайт создан для детей 6-12 лет, но, несомненно, будет интересен и для более широкой аудитории».
Образовательный Интернет изобилует сообщениями о появлении сайтов, претендующих на высокую культурную миссию. Например, «Новый веб-сервис поможет сохранить культуру и историю человечества». Чтобы зарекомендовать себя в этой ответственной и довольно-таки сложной роли, сайту предстоит приобрести достойную разноплановую поддержку - как у пользователей, так и у меценатов, которые также могут появиться среди пользовательской аудитории.
Ряд сетевых ресурсов, характеризующихся современным технологическим наполнением, может быть полезен для учителей и преподавателей литературы. Как сообщил учительский электронный еженедельник «Педсовет по средам» http://school-sector.relarn.ru/efim/1moment/index.htm , появилась «система автоматизированной проверки школьных сочинений - при работе программы рукописные тексты сканируются, затем отсканированный текст разбивается на части и распознается». Потребность у педагогов (и не только учителей литературы) в самообразовании, в постоянном повышении квалификации, расширении педагогического кругозора может быть частично удовлетворена при использовании сайтов, подобных следующему. «SMART Exchange - новое онлайн-сообщество для учителей, которое поможет преподавателям всего мира делиться опытом, находить коллег и партнёров по самым разным областям знаний». Для наиболее полноценного овладения содержанием образовательных сетевых ресурсов учителям литературы необходимо регулярно обновлять знания в области медиаобразования – стремительное развитие информационных технологий, компьютерных средств побуждает использовать всё новые и новые достижения в образовательном процессе


Источник информации: Зарубежный опыт использования информационных технологий в изучении литературы
[Электронный ресурс] URL: http://papa888.livejournal.com/9283.html (Дата обращения 13.03.2016)

Третий пример:


Опыт применения сетевых и дистанционных образовательных технологий Меркотан Верой Викторовной, учителя начальных классов МБОУ СОШ №43 станицы Северской Северского района Краснодарского края.


Учитель применяет сетевые и дистанционные образовательные технологии для решения следующих педагогических задач:

  • создание высокого уровня качество обучения и воспитания; 
  • установлению межпредметных связей, воспитание интереса к учебным предметам; 
  • развитие кругозора, мышления; 
  • учета знаний, умений и навыков школьников.
Учитель регулярно применяет на уроках современные сетевые образовательные технологии:
  • электронные библиотек; 
  • образовательные порталы; 
  • тематические сайты; 
  • сайты периодических изданий.
Результаты применения современных сетевых образовательных технологий: доступность огромного количества электронных учебно – методических материалов, выложенных на сайтах, безусловно, позволяют расширить творческий потенциал посетителя, развить его кругозор, мышление и повысить его, и выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины. Приобретается в этом случае главная жизненно важное умение – умение учиться самостоятельно. Применение сетевых технологий позволяет учителю дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, активизирует познавательную деятельность, даёт возможность самореализации личности младших школьников, создаёт высокий уровень качества обучения и воспитания.

Результаты применения современных сетевых образовательных технологий: участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах позволяет расширить кругозор школьников, углубить знания по предметам, попробовать свои силы в соревнованиях даже всероссийского уровня, а также пополнить свои портфолио. Это помогает ребёнку мыслить творчески, учит пользоваться вспомогательным материалом (будь-то энциклопедия, учебник, справочная литература, всемирная сеть Интернет).

Источник информации:
Учебно-методический материал: Применение сетевых и образовательных технологий [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/07/27/primenenie-setevykh-i-distantsionnykh-obrazovatelnykh (Дата обращения 14.03.2016)

Четвертый пример:
Требование более полного удовлетворения современных образовательных запросов населения при эффективном использовании имеющихся ресурсов привели образовательные учреждения к необходимости объединения усилий отдельных школ, развитию и оптимизации образовательных сетей. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям динамично развиваться.

Сегодня многие образовательные учреждения, особенно в сельской местности, осуществляют свою деятельность как базовые, являющиеся ресурсными центрами для школ, расположенных в непосредственной территориальной близости в структуре образовательных округов или сетей филиалов. В базовых школах сосредоточены необходимые ресурсы: современные предметные кабинеты, компьютерное оборудование, локальная сеть с выходом в Интернет, высококвалифицированные специалисты, транспорт, учебно-методические и электронные пособия и т.д. Эти ресурсы могут использоваться и используются всеми школами образовательного округа. Компьютеры, Интернет, цифровое оборудование и ресурсы вошли в повседневную жизнь школы, изменили ее, дали новые методы и формы обучения. Интернет является коммуникационной средой, позволяющей общаться людям, разделенным расстоянием и временем. Электронная почта, чат, видеоконференции – эти технологии теперь доступны каждой школе, накоплен и обобщен опыт их использования в образовательных целях.

В этой связи особую значимость приобретает использование технологий дистанционного обучения (ТДО), обеспечивающих доступность качественного образования для учащихся сельских малокомплектных школ.

  • оn-line уроки – уроки, которые проводятся сетевым педагогом (высококвалифицированным учителем-предметником базовой школы), прежде всего, в смешанной группе или автономной или межшкольной группах обучающихся;
  • виртуальные уроки – уроки, которые проводятся сетевым педагогом, как правило, в межшкольной или смешанной группах школьников;
  • внешкольная работа и консультации – могут проводиться сетевыми педагогами во всех типах групп обучающихся;
  • контроль и коррекция (осуществляются как традиционными методами, так и с применением информационных и компьютерных технологий). Основным средством мониторинга и фиксирования результатов выступает информационная система «Дневник.ру» (электронный журнал, статистическая база и т.д.).

Источник информации: Использование технологий дистанционного обучения в сетевом взаимодействии школ образовательного округа// Кормачев Д. А., учитель физики, Котляров В. А., Директор школы [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/617609/ (Дата обращения 13.03.2016)



Пятый пример: При правильной методике использования сетевых технологий в школе позволяют привлечь и сосредоточить внимание учащихся, обеспечить необходимый уровень мотивации и, как следствие, повысить результативность обучения

Создание локальной сети даёт возможность использовать сетевые мультимедийные ресурсы. Использование мультимедийных курсов на уроках информатики помогает и учителю в преподавании предмета и ученику в освоении предмета.
В настоящее время, когда количество информации интенсивно увеличивается с каждым днем, важное значение для человека приобретает умение быстро находить нужную информацию. Главной задачей школы сегодня является не передача каких-то определенных знаний, а обучение учащихся умению добывать эти знания. Сейчас многие образовательные учреждения имеют доступ к Интернету и должны в полной мере использовать его в образовательном процессе. При проверке пройденного материала можно использовать On-line тесты по различным темам. 

Обучение учащихся с помощью сетевых технологий в школе дает следующие преимущества:
1. Значительно сокращается время подготовки к урокам, за счет того, что поиск нужной информации в Интернете осуществляется гораздо быстрее, чем, например, в библиотеке;
2. Повышается актуальность, получаемой информации;
3. Учащиеся приучаются систематизировать информацию, выделять главное, ориентироваться в больших объемах информации.

Сетевые технологии позволяют использовать в учебном процессе различные программные средства, позволяющие повысить интерес к предмету и следствие этого повысить качество обучения. Использование локальных компьютерных сетей в школе показывает, что информатизация образовательного процесса движется в ногу со временем.

Источник информации: Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка при Посольстве РФ в ФРГ(Берлин)[Электронный ресурс] URL: http://berlinschool.edusite.ru/lan.html (Дата обращения 12.03.2016)


Вывод:

Использование локальных компьютерных сетей в школе показывает, что информатизация образова­тельного процесса бурно развивается. Раньше компьютерная сеть в школе была неразвитой, а в настоящее время сеть реализована в любом образовательном учреждении. И действительно именно школа должна взять на себя ответственность за подготовку выпускников конкурентоспособных и востребованных обществом. Очевидно, что в этих условиях, кругозор и информационная компетентность учителя школы должны изменяться в сторону освоения новых информационно-коммуникационных технологий. Организация работы школьной локальной сети и использование ресурсов Интернет позволяет сформировать у учеников специфичную логику мышления, развивает умения отбора, анализа, систематизации и работы с большими объемами информации.
Грамотное применение сетевых информационных технологий на уроках позволяет сделать их интересными и красочными, живыми и динамичными. Дидактические материалы, созданные при помощи компьютера, обладают привлекательностью и гибкостью. Легкость в модификации обеспечивает адаптивность материалов к конкретным условиям (группам учащихся различных уровней развития, численности и возраста). При правильной методике использования средства IT-технологий позволяют привлечь и сосредоточить внимание учащихся, обеспечить необходимый уровень мотивации и, как следствие, повысить результативность обучения.
В отличии от традиционного метода обучения, где преподаватель является главным в обучении, то новые информационные технологии выстраивают учебный процесс иначе, с помощью них возможно:

1. Получить доступ ко многим источникам информации
2. Повысить эффективность и качество образования
3. Возможность заниматься обучением не только в школе, но и дома, и в другом любом месте.
4. Времени затрачивается меньше на поиск информации
5. Использование сети Интернет безгранично, можно обучаться на иностранных порталах
6. Возможность получения дополнительного образования


Так же следует отметить, что сетевые технологии разнообразны: электронный учебник, мультимедиа, дистанционное обучение, электронный библиотечный каталог, базы данных, локальные и распределенные (глобальные) вычислительные системы, электронная почта;, голосовая электронная почта.
Преимуществами сетевых технологий являются:

  1. высокая степень наглядности;
  2. возможность представления материала в игровой форме;
  3. возможность моделирования разных проблемных ситуаций;
  4. возможности для организации коллективной работы;
  5. возможности для работы на расстоянии (дистанционное обучение, тематические порталы и сайты, на которых “сидят” учащиеся из разных школ/городов).

Комментариев нет:

Отправить комментарий