28.03.2016

Методика организации образовательного процесса с использованием сетевых технологий

Подготовить сообщение в учебном блоге по следующим темам:

1. Использование метода проектов в обучении с использованием сетевых технологий.
2. Методика организации дистанционных олимпиад.

I. Использование метода проектов в обучении с использованием сетевых технологий.

Метод проектов – организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов

Метод проекта дает возможность быстро и эффективно повысить квалификацию в самых разных областях знаний на основе дистанционных форм самообучения по свободному графику. 
Источник информации: Использование ИКТ и сетевых технологий в самостоятельной работе студентов [Электронный ресурс] URL: http://rgutis.ucoz.ru/publ/ispolzovanie_ikt_i_setevykh_tekhnologij_v_samostojatelnoj_rabote_studentov/1-1-0-24(Дата обращения 26.03.2016)

У. Х. Килпатрик, автор работы «Метод проектов», отстаивал тезис о том, что школа должна готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества, к столкновению с еще неизвестными проблемами будущего.

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов, говорил Селевко Г.К.

А Пахомова Н.Ю.считает, что метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении

Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения.

Необходимо отметить, что на таких уроках ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные знания, а при работе традиционным способом ученику зачастую остается неясным для чего и почему ему необходимо выполнять те или иные упражнения, решать те или иные задачи. При работе над проектом ученик сам видит, на сколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта. Оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становятся для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания.

Метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата. 

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
В современной педагогике проектная деятельность используется вместе с традиционным предметным систематическим обучением как компонент системы продуктивного образования. Так, минимум содержания образовательной области “Технология” (трудовое обучение) как обязательный элемент предусматривает модуль “Основы проектирования”. В программах “Технологии” на выполнение проектов выделено до 25% учебного времени, а для проектов повышенной сложности учебное время дополняется за счёт внеучебного. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

Метод проектов позволяет:
  • организовать не изучение компьютерных технологий, а освоение в процессе практического использования, тогда новое запоминается крепче (моторная память);
  • прививать школьнику навыки самостоятельного овладения незнакомыми технологиями;
  • реализовать самостоятельный выбор удобного для ученика стиля изучения тем или приемов работы.


Основными этапами работы над проектом являются:
  • постановка цели: выбор темы проектного задания с учётом его практической значимости, выявление проблемы; формулировка задач;
  • оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых учащемуся для выполнения проекта;
  • сбор и обработка необходимой информации при изучении литературы, обращение к банку данных;
  • разработка идеи выполнения, планирование, организация и выполнение проекта с учётом требований дизайна и эргономики; самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя;
  • обобщение результатов и выводы;
  • оценка качества выполненной работы, защита проекта; анализ успехов и ошибок.
Источник информации: Использование метода проектов на уроках информатики [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/100954/ (Дата обращения 26.03.2016)
   

С новыми информационными технологиями сегодня связываются реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения. Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу учащихся. Именно такой характер носит метод проектной деятельности.

Источник информации: Метод проектов в обучении информатике[Электронный ресурс] URL: http://infourok.ru/metod-proektov-v-obuchenii-informatike-511661.html(Дата обращения 26.03.2016)

Основные требования к использованию метода проектов:
  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Применение средств информационных технологий в процессе обучения методом проектов способствует:

  • формированию у учащихся определенных знаний, умений и навыков для осуществления информационной деятельности с компьютерной техникой:
  • развитию наглядно - образного, интуитивного, креативного, творческого типов мышления;
  • поддержанию мотивации применения информационных технологий в учебной деятельности;
  • развитию эстетического восприятия любых объектов;
  • формированию умений принимать оптимальное решение или находить варианты решения в сложной ситуации;
  • развитию умений осуществлять экспериментальную деятельность;
  • развитию пространственного воображения и пространственных представлений учащихся.

Современные информационные технологии открывают новые перспективы для повышения эффективности образовательного процесса, являются мощным инструментом для наглядного представления учебной информации.

Метод проектов способствует активизации всех сфер личности школьника - его интеллектуальной и эмоциональной сфер.

Здесь предполагается самостоятельная работа с информацией, причем информацией на различных носителях. Это могут быть книги, журналы, могут быть электронные и сетевые носители информации (информационные ресурсы Интернета). Проекты могут быть межпредметными и требовать привлечения знаний из разных дисциплин образования.


Преимущества проектного метода обучения:

  • навыки работы в команде;
  • навыки общения;
  • междисциплинарные навыки;
  • развитие индивидуальных навыков участников проекта;
  • работа с личным сознанием. 
Источник информации: Методика использования проектных технологий на уроках информатики [Электронный ресурс] URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=563201(Дата обращения 26.03.2016)

II. Методика организации дистанционных олимпиад.
Организационные формы проведения олимпиад. Перманентные дистанционные олимпиады проводятся в 3−5 этапов. В виде «локальных» или «глобальных» олимпиад. Каждый этап проходит в общеобразовательных учреждениях в 2 тура (теоретический и практический), оба тура машинные. Цикличность проведения «локальных» олимпиад устанавливает общеобразовательное учреждение, а «глобальных» – по согласованию с оргкомитетом и администратором. Порядок подготовки и проведения олимпиады.

На всех этапах перманентной дистанционной олимпиады по информатике используется следующий порядок подготовки и проведения:

• создание рабочей группы (оргкомитета) по подготовке и проведению олимпиады.
• определение целей олимпиады и форм проведения путем разработки положения об олимпиаде;
• разработка программы олимпиады (для участников, учителей информатики, тьюторов);
• разработка памятки участника по работе на олимпиаде;
• подготовка и утверждение олимпиадных заданий;
• проведение туров олимпиады;
• проверка работ участников;
• подведение итогов;
• разбор заданий с участниками олимпиады и объявление критериев оценки работ членами жюри;
• проведение аппеляций (при их необходимости) и объявление после этого окончательных результатов;
• награждение победителей;
• анализ результатов по проведенной олимпиаде.

  1. Олимпиады должны быть открыты для всех школьников. Школьные этапы олимпиады не имеют функций отбора участников, что способствует повышению мотивации учащихся к этому виду учебно-познавательной деятельности. Таким образом, перманентная дистанционная олимпиада является эффективным средством мотивации учащихся к углублению знаний учащихся по информатике.
  2. Подготовка и утверждение олимпиадных задач.
  3. Подготовка заданий на каждом из локальных этапов олимпиады осуществляется специальной рабочей группой совместно с методической комиссией, которыми разрабатываются рекомендации по форме и содержанию олимпиады. При этом задачи олимпиад как теоретического, так и практического туров должны усложняться от этапа к этапу.
  4. Проверка работ и подведение итогов. При проведении практического тура олимпиад мы используем для проверки и оценки работ ее участников метод предварительного выставления баллов за каждую задачу.
Эти критерии разрабатываются членами жюри и доводятся до сведения участников олимпиады.

Еще одним фактором успешного проведения олимпиады является проведение с участниками разбора олимпиадных заданий. Разбор каждой задачи превращается в мини- лекцию о методах ее решения и возможном применении этих методов. Успешно проведенное тестирование и разбор заданий практического тура снимают еще одну проблему олимпиад – неудовлетворенность участников результатами оценок, выставляемых жюри. После объявления предварительных результатов проводится аппеляция (в дистанционной форме через чат и/или форум). Таким образом, происходит частичная публикация заданий посредством их разбора членами жюри в общедоступных чатах и форумах сайта, что придает олимпиаде открытый характер, делает ее доступной для критики, способствует формированию обратной связи между всеми субъектами учебного процесса. Реализация перманентной дистанционной олимпиады обеспечивает эффективное развитие мотивации к углублению знаний по информатике в процессе учебно- познавательной деятельности учащегося и повышает результативность действующей системы обучения информатике в школе.


Источник информации: Организация и проведение перманентной дистанционной олимпиады [Электронный ресурс] URL: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-118.pdf (Дата обращения 26.03.2016)

Комментариев нет:

Отправить комментарий