ЗАДАНИЕ: Подготовить сообщение в по следующим темам:
1. Этапы организации образовательного процесса с использованием сетевых технологий.
2. Модульная технология построения дистанционного учебного курса. Особенности и принципы построения учебно-методического модуля.
3. Формы и виды контроля учебных достижений при использовании сетевых технологий.
I. Этапы организации образовательного процесса с использованием сетевых технологий.
Этапы конструирования урока:
1. Концептуальный. На данном этапе с позиций макроанализа определяются дидактическая цель с ориентацией на достижение результата.
2 Выбор методического назначения образовательных ресурсов.
3. Технологический. Отбор образовательных электронных ресурсов. Выбирается форма урока: урок-презентация, урок-исследование, виртуальная экскурсия, практикум, тематический проект и т.п.
4. Выделение основных структурных элементов урока.
На первом этапе преподаватель проводит беседу, в процессе которой, например, вводит новые понятия. После этого для определения исходной готовности учащихся к самостоятельной работе с ресурсом осуществляется промежуточный контроль, на основании которого и с учетом сформированности общеучебных навыков выдается индивидуальное задание и план-график его выполнения. Этот этап может включать демонстрацию специфики работы с электронным ресурсом.
На втором этапе учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с электронным ресурсом под руководством педагога, после чего приступают к реализации индивидуального плана, методическое значение которого трудно переоценить. Целью этапа может быть освоение или закрепление материала, объясненного учителем, проверка усвоения полученного знания или операционного навыка. Роль учителя на данном этапе - осуществление промежуточного контроля и корректировка индивидуального плана-графика, образовательного маршрута (принцип индивидуализации). Третий этап может включать работу учащихся с различным дидактическим материалом (без компьютера). Им могут быть предложена проблемная ситуация или логическая задача, решение которых поможет достижению целей урока.
Заметим, что в зависимости от конкретного урока этапы могут быть ранжированы иначе. Например, на втором этапе может быть предложена система упражнений, обеспечивающая подготовку учащихся к работе с электронным ресурсом, а сама работа с электронным ресурсом станет уже кульминацией урока.
Таким образом, конструирование урока с использованием информационных технологий и ресурсов Интернет требует от учителя высокой степени профессиональной компетентности, а именно (и, прежде всего) информационных, аналитических, прогностических и проективных умений на этапе его подготовки и организационных и мобилизационных умений на этапе педагогической реализации.
Источник информации: [Электронный ресурс] URL: http://novyurok.ru /(Дата обращения 20.03.2016)
1. Подготовительный этап.
Учитель определяет факт необходимости применения Интернет-технологий на уроке определенного типа, опираясь на субъективные и объективные факторы, среди которых могут быть следующие:
- для педагога привычно использование современных образовательных технологий и имеется опыт использования Интернет-технологий;
- у педагога есть опыт использования ресурсов сети Интернет в образовательной практике, и появилось желание применить Интернет-технологии;
- перед педагогом поставлена задача – дать открытый урок с применением Интернет-технологий;
- в школе по требованию вышестоящего начальства педагог должен обязательно провести урок с применением Интернет-технологий.
На подготовительном этапе учитель должен, прежде всего, познакомиться с теоретическими аспектами использования Интернет-технологий, а также с опытом проведения уроков с применением Интернет-технологий своих коллег в школе, округе, регионе. Например, можно использовать педагогические инициативы и опыт педагогов регионов, реализующих проект «Информатизация системы образования». Примером может служить раздел «Опыт педагогов Оренбуржья» на сайте ГУ «Региональный центр развития образования» (Оренбург) - www.orenedu.ru .На этом этапе педагог должен оценить ситуацию по применению Интернет-технологий: Насколько эффективно применение Интернет-технологий? Как повлияет применение Интернет-технологий на качество обучения? Как повлияет применение Интернет-технологий на социальное развитие учащихся? Потребуется ли дополнительное время на освоение Интернет-технологий, выбранных для урока? Достаточно ли развита коммуникационно-техническая составляющая класса (школы) для проведения урока?
2. Анализ и оценка.
Постановка цели урока, определение задач учебной дисциплины, предусмотреть развитие личностных и социальных качеств учащихся, формирование информационной культуры субъектов обучения в условиях информационного общества. Анализ ситуации предполагает знакомство преподавателя с Интернет-технологиями, возможности практического использования их на этапах подготовки и проведения уроков. При выборе Интернет-технологий важно учитывать возраст учащихся. Применение на уроке Интернет-технологий позволяет решить проблему интеграции в образовательный процесс, таким образом, обеспечивает развитие:
- умений получения новой информации в предметной области, используя репродуктивную технологию учения (изучение электронных образовательных ресурсов, слушание видео-лекции, изучение новых понятий на основе инструкций преподавателя или тьюториалов); из Интернет-технологий приемлемы web-сайты и образовательные порталы, электронная почта, Skype, VPN (Virtual Private Network), электронная библиотека и пр.
- алгоритмического и конструктивного мышления на основе опыта практического использования программных продуктов, основываясь на репродуктивно-алгоритмическую технологию обучения (конспектирование, реферирование учебного материала, решение практических типовых задач, участие в дискуссиях и игровых ситуациях); из Интернет-технологий приемлемы поисковые среды, web-ресурсы, форум, ЧАТ, виртуальная среда обучения, социальные сервисы web 2.0 («живой журнал» или «блог», «Wiki», «Netvibes», «Flickr», «Youtube») и пр.
- творческого потенциала в ходе выполнения эвристических и исследовательских заданий, использования моделирующих программных сред, - предполагается использование эвристических технологий обучения (проблемное обучение, деловые игры, проектирование, решение практикоориентированных задач); из Интернет-технологий приемлемы Интернет-семинары, Интернет-конференции, skype, электронная почта, IСQ, форум, VPN, виртуальная среда обучения, социальные сервисы web 2.0 («живой журнал» или «блог», «Wiki», «Netvibes», «Flickr», «Youtube») и пр
- коммуникативных умений в процессе проектной деятельности и навыков принятия оптимальных решений в ходе ведения экспериментов, использовании тренажеров и моделирования процессов, - предполагается творческая технология обучения (семинары, конференции, проблемные дискуссии, исследования в предметной области, анализ результатов исследования и общения в процессе учебного процесса); из Интернет-технологий приемлемы форум, ЧАТ, Интернет-семинары, Интернет-конференции, skype, электронная почта, IСQ, VPN, виртуальная среда обучения, социальные сервисы web 2.0 («живой журнал» или «блог», «Wiki», «Netvibes», «Flickr», «Youtube») и пр.
- информационной культуры и социальных качеств, - предполагает использование социальной и информационной технологий обучения (всестороннее развитие личности субъектов обучения, решение проблем бытового, производственного характера); предполагается использование web-сайтов, форумов, ЧАТов, Интернет-семинаров, Интернет-конференций, skype, электронной почты, IСQ, виртуальная среда обучения, социальные сервисы web 2.0 («живой журнал» или «блог», «Wiki», «Netvibes», «Flickr», «Youtube») и пр.
При подготовке к урокам учитель должен провести анализ аспектов учебно-воспитательного процесса, а именно:
- продумать до деталей программу, определить место и роль Интернет-технологиям;
- определить формы учебных занятий к каждому из уроков с применением Интернет-технологий (лекция, практический эксперимент, дискуссия, проблемный семинар, проект и пр.);
- продумать особенности взаимодействия субъектов обучения (ученики и преподаватель) на различных этапах: подготовка урока, проведение урока, рефлексия после урока;
- предусмотреть критериальный аппарат, который будет использован для оценивания знаний учащихся в ходе урока с применением Интернет-технологий.
Ресурсы для урока с применением Интернет-технологий.
Требуется анализ образовательных ресурсов, имеющихся в школьной коллекции и приемлемых для определенного урока. Необходимо продумать: откуда и на каких условиях привлечь дополнительные необходимые на уроке ресурсы.
Должна быть дана реальная оценка уровня квалификации преподавателя. Причем, важно понимать, что квалификация педагога должна быть высокой не только в области использования ИКТ, он должен в совершенстве владеть современными педагогическими технологиями и опытом использования Интернет-технологий.
Нельзя пренебрегать анализом ситуации о качественном составе учебной группы: уровень владения ИКТ, их способности, творческий потенциал, уровень владения такими методами обучения, как самообразование, проектирование, исследование.
Важно реально оценить сложившуюся в классе (школе) систему обучения (насколько она соответствует технологическому уровню предполагаемого урока с применением Интернет-технологий; есть ли опыт дистанционных форм обучения у учителей и учащихся; знакомы ли учащиеся и преподаватель с автоматизированными средами тестирования в режиме реального времени). От каждой из перечисленных позиций зависит то, какие цели и задачи должен поставить педагог на уроке.
3. Выбор Интернет-технологий для урока.
Педагог, учитывая анализ ситуации, должен принять самостоятельное решение о том, какая из Интернет-технологий будет им использована на уроке. Рекомендуем не забывать о следующих позициях:
- какие цели должны быть достигнуты на уроке с применением Интернет-технологий;
- какие образовательные ресурсы и форма проведения должны дать оптимальные результаты;
- какие из Интернет-технологий естественно вольются в сложившуюся систему обучения и будут приняты субъектами обучения;
- какие знания учащихся по другим школьным дисциплинам будут опорой на данном уроке;
- какие формы автоматизированного контроля знаний будут приемлемы на уроке (кстати, часто бывает, что школа централизованyо закупает тестовые среды и у учителя нет права выбора тестовых технологий);
- какие социальные задачи будут решены в процессе урока.
4. Проектирование урока.
С учетом поставленных учебно-воспитательных целей и задач, а также прогнозируемого результата учитель готовит проект (подробный план и конспект) уроков по преподаваемой дисциплине. Прежде всего, он перерабатывает учебно-методический материал по учебным темам, пошагово представляет ход урока.
Учитель разрабатывает и/или систематизирует образовательные ресурсы теоретического, практического, презентационного, эвристического, диагностирующего, контролирующего, рекомендательного, методического характера. Оптимальное размещение учебных ресурсов – на школьном сервере. К этим ресурсам ученики должны иметь доступ до начала урока и в процессе урока. Например, эффект урока достигается, если учитель ориентируется на печатное издание учебника, а на школьном сервере доступны обязательные ресурсы в электронном формате, а также даны ссылки на дополнительный материал по каждой теме, доступный через использование Интернет-технологий (тематические видеолекции, моделирующие программы, экспериментальные проекты, глоссарии, блоги, форумы, чаты и пр.).
Особо следует продумать процедуру авторизованного доступа к выбранным для урока современным обучающим системам, а также систему контроля в режиме реального времени. Здесь важна каждая секунда на уроке. Требуется дополнительный кадровый потенциал на уроке (преподаватель-консультант, тьютор, системный администратор и пр.).
5. Реализация проекта урока.
Перед началом урока, в процессе и после урока учитель должен помнить о поставленных целях и задачах урока.
Реализация проекта урока предполагает следующие действия учителя:
- обновить учебно-методические ресурсы на школьном сервере и проверить корректность ссылок на Интернет-ресурсы и сервисные программы Интернет, которые должны быть использованы на уроке;
- проверить доступность дополнительных образовательных ресурсов, ресурсов для самостоятельной работы, практических заданий;
- подготовить и проверить доступность методических рекомендаций и инструкций по использованию того или иного программного продукта;
- устранить барьеры, препятствующие оперативному доступу к необходимым ресурсам;
- проверить работоспособность задействованной на уроке материально-технической базы;
- продумать и реализовать консультационную службу для участников учебного процесса;
- использовать по необходимости дополнительный кадровый потенциал;
- провести постоянно-действующие предметные семинары (в том числе виртуальные), Интернет-конференции по актуальным проблемам, тематические ЧАТы и форумы для организации анализа проблем и достижений участников учебного процесса.
Информационная безопасность – это один из приоритетных вопросов, который должен быть решен на этапе проведения урока. Проблемы информационной безопасности на уроках с применением Интернет-технологий должны быть обязательно рассмотрены с участниками учебного процесса.
6. Мониторинг качества урока.
Мониторинг качества урока с применением Интернет-технологий предполагает анализ соответствия поставленных целей с реально достигнутыми, а также уровень решения поставленных учебных ситуаций и реально осуществимых в ходе урока. Все дело в том, что не единичными являются случаи даже у квалифицированных учителей, когда фактический ход урока не совпал с проектируемым. Мониторинг призван показать уровень соответствия проекта урока и реально проведенного, выявить причины расхождения, принять оптимальное управленческое решение о корректировке проекта урока, если реально проведенный урок получил позитивную оценку, или выявить проблемы, которые не позволили реализовать проект урока. Педагогический опыт показывает, что расхождение между проектом урока и реальным уроком наблюдается в силу следующих причин:
- учитель неадекватно оценил свои умения и навыки в использовании Интернет-технологий, а также практические навыки учащихся в использовании ИКТ в учебных целях;
- учитель не предусмотрел сбои работы Интернет-сети, замедленный доступ к сетевым ресурсам в условиях одновременной работы всего класса;
- выбранные Интернет-технологии оказались сложными для использования учениками определенного возраста;
- учителем не предусмотрена достаточная полнота методических рекомендаций по эксплуатации предусмотренных ресурсов сетевого и программного уровня.
7. Оценка результатов.
Главное назначение данного объекта модели урока –дать объективную оценку эффекта использования выбранных Интернет-технологий на каждом из этапов урока. Какими критериями необходимо пользоваться?
Как правило, большая часть учителей использует неформальный метод оценки - собственное ощущение от общения с учениками во время урока и после урока, а также заметный стимул или спад интереса к изучению предмета.
Можно провести анализ рефлексивных высказываний учащихся после урока или в процессе урока в форуме, чате, блогах или других средах.
Наиболее корректным считается применение формализованного экспериментального метода и суждение на основании активности учащихся на уроках, анализа полученных оценок в экспериментальной группе и в обычной учебной группе.
Что дает применение Интернет-технологий на уроках?
Развитие навыков проектирования своего образования с применением Интернет-технологий позволит учащимся совместно с педагогом составить индивидуальный маршрут своей учебной деятельности, что способствует реализации себя в полной мере, с одной стороны, в ходе обучения в школе, а с другой стороны, - в дальнейшей учебе и будущей профессиональной деятельности. Применение Интернет-технологий обеспечивает интенсификацию и эффективность учебно-воспитательного процесса на уроке на основе поставленных преподавателем задач, среди которых приоритетными являются:
- активизация познавательной деятельности субъектов обучения за счет оптимально подобранных Интернет-технологий для определенных этапов учебного процесса и выявления стимулов активизации при использовании различных Интернет-технологий;
- углубление межпредметных связей и дифференциация обучения в ходе учебно-воспитательного процесса;
- вовлечение учащихся в проектирование его образовательного маршрута во время обучения в школе и после окончания школы.
Эффект применения Интернет-технологий в учебно-воспитательном процессе можно ожидать только в том случае, если они будут гармонично интегрированы в этот процесс, обеспечив для субъектов обучения новые возможности его организации. Здесь важно учитывать интеграцию сложившегося в образовательном учреждении опыта организации учебно-воспитательного процесса во внешнюю информационно-образовательную среду, которая формируется и развивается на базе современных технологий. Дидактическая модель с применением Интернет-технологий предполагает, что будет изменена методическая концепция в организации следующих компонентов учебной деятельности:
- структура информационно-образовательного взаимодействия между учеником и педагогом и форма представления учебного материала;
- учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;
- модернизация учебно-воспитательной среды.
Источник информации: Дидактическая модель проведения урока [Электронный ресурс]URL:http://doc4web.ru/biologiya/didakticheskaya-model-provedeniya-uroka-s-primeneniem-internet-t .html (Дата обращения 20.03.2016)
II. Модульная
технология построения дистанционного учебного курса.Особенности и принципы
построения учебно-методического модуля.
Учебная дисциплина формируется из модулей , каждый из которых реализует достижение интегрирующей дидактической цели ; модули формируются из учебных элементов , реализующих достижение частных дидактических целей.
Методический элемент должен быть построен таким образом , чтобы обучающийся мог перейти от деятельности , выполняемой под руководством преподавателя, к деятельности, организуемой самостоятельно , к максимальной замене преподавательского контроля самоконтролем.
Источник информации: [Электронный ресурс] URL:http://window.edu.ru/resource/283/63283/files/miigaik02.pdf (Дата обращения 20.03.2016)
Алгоритм разработки дистанционного урока
- Определить тему дистанционного урока. Выделить основные учебные элементы.
- Определить тип дистанционного урока (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль и т.д.).
- Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели дистанционного урока. Выбор модели дистанционного урока осуществляется с учетом уровня ИКТ-компетентности дистанционных учеников. Для этого рекомендуется провести анкетирование учеников.
- Определить форму проведения дистанционного урока (вебинар, веб-квест, семинар, конференция и т.д.).
- Выбрать способ доставки учебного материала и информационные обучающие материалы.
- Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления ученикам (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.).
- Подготовка глоссария по тематике дистанционного урока.
- Разработка контрольных заданий для каждого учебного элемента урока. Выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов учеников.
- Подбор списка литературы и гиперссылок на ресурсы Интернет (аннотированный перечень лучших сайтов по данной тематике, сайты электронных библиотек и электронных магазинов) подбор для каждого модуля гиперссылок на внутренние и внешние источники информации в сети Интернет.
- Определение времени и длительности дистанционного урока, исходя из возрастной категории обучающихся.
- Подготовить методические рекомендации и технологическую карту урока для тьютора.
- На основе анализа результатов уровня ИКТ-компетентности учеников подготовить для них инструкцию по обучению и выполнению заданий.
- Программирование учебных элементов урока для представления в Интернете, в случае размещения урока на веб-сайте.
- Тестирование урока, в том числе на различных разрешениях экрана и в различных браузерах.
- Опытная эксплуатация урока.
- Модернизация урока по результатам опытной эксплуатации.
- Проведение урока.
- Анализ урока. Удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли трудности как со стороны учеников, тьютора, так и дистанционного учителя.
Особенности разработки структуры дистанционного урока. Сценарий урока
Модель структуры дистанционного урока включает в себя следующие элементы:
- Мотивационный блок. Мотивация - необходимая составляющая дистанционного обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учениками. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки студента.
- Инструктивный блок (инструкции и методические рекомендации ).
- Информационный блок (система информационного наполнения).
- Контрольный блок (система тестирования и контроля).
- Коммуникативный и консультативный блок (система интерактивного взаимодействия участников дистанционного урока с учителем и между собой).
При создании курса в него автоматически включается только новостной форум. Виртуальная школа располагает большим разнообразием модулей (элементов курса), которые могут быть использованы для создания курсов любого типа. В зависимости от содержания курса и концепции преподавания, создатель курса включает наиболее подходящие элементы и ресурсы, предоставляемые Виртуальной школой.
Можно разделить инструменты (модули) для представления материалов курса на статические (ресурсы курса) и интерактивные (элементы курса).
К ресурсам относятся:
- Текстовая страница
- Web-страница
- Ссылка на файл или -страницу
- Ссылка на каталог
Источник информации: Методика создания уроков [Электронный ресурс] URL: http://yandex.ru/clck(Дата обращения 20.03.2016)
III. Формы и виды контроля учебных достижений при использовании сетевых технологий.
Контроль учебных достижений обучающихся - проверка образовательных достижений обучающихся по конкретной дисциплине на основе контрольных заданий различного вида (письменных работ, тестов, практических работ, портфолио, устных опросов и др.). он подразделяется на предварительный, текущий контроль, рубежный (периодический) контроль и итоговый контроль.
Источник информации:Контроль учебных достижений обучающихся [Электронный ресурс] URL: http://didacts.ru/dictionary/1005/word/kontrol-uchebnyh-dostizhenii-obuchayuschihsja (Дата обращения 20.03.2016)
- Предварительный контроль.
Необходим для планирования и руководства
учебным процессом и служит для определения начального уровня знаний и
умений учащихся. На основании предварительного контроля
можно сделать вывод о том, какие пробелы в знаниях есть у учащихся и,
соответственно, решить каким разделам программы необходимо уделить
больше внимания, наметить способы и пути устранения пробелов в знаниях
учащихся.
- Текущий контроль.
Проводится в процессе усвоения нового
учебного материала. Его задача – управление учебной деятельностью
учащихся и её корректировка. На его основе оперативно вносятся
изменения в учебный процесс.
Текущий контроль должен
быть систематическим и занимать небольшую часть учебного занятия. Для
того, чтобы учащиеся регулярно готовились к занятиям, систематически
закрепляли пройденный материал, необходимо не допускать больших
интервалов в контроле каждого учащегося, а этого можно добиться,
используя разные методы контроля. Текущий контроль может быть как индивидуальным, так и групповым.
Его проведение является продолжением
обучающей деятельности преподавателя и частью всего учебного процесса,
он тесно связан с элементами проводимого урока (изложением, повторением,
закреплением и применением учебного материала).
- Рубежный (периодический) контроль.
Применяют для проверки усвоения
значительного объёма изученного материала (темы или раздела) и проводят
несколько раз в семестр. Это могут быть контрольные работы, учётно-
обобщающие уроки, зачёты по лабораторным работам и т.д. Рубежный
(периодический) контроль проводится через
продолжительный период времени, охватывает большой по объёму раздел
курса и проверяет прочность усвоения знаний и умений. Кроме того, он
охватывает учащихся всей группы и его проведение планируется в
календарно-тематических планах работы преподавателей.
- Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, он позволяет судить об общих достижениях учащихся, выявить степень овладения учащимися системой знаний, умений, навыков, которые они получили в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин (экзамен, курсовой проект, защита дипломного проекта). По результатам контроля ставится оценка по пятибалльной системе.
Итоговые семестровые оценки успеваемости
учащихся по тем предметам, которые не выносятся на экзамен,
выставляются по результатам текущего и периодического контроля. При переводе на следующий курс они приравниваются к экзаменационным.
Таким образом, основные цели разных видов контроля могут быть следующие:
Таким образом, основные цели разных видов контроля могут быть следующие:
- самоутверждение;
- готовность к изучению нового материала;
- проверка уровня усвоения;
- поддержка адаптивного обучения;
- поддержка уровня знаний;
- формирование базы оценок для определения рейтинга обучаемых.
Источник информации: Виды контроля [Электронный ресурс] URL: http://minieasel.ru/vidyi-kontrolya/(Дата обращения 20.03.2016)
Комментариев нет:
Отправить комментарий