Цель: обсудить основные направления развития образовательной коммуникации в аспекте процессов информатизации и глобализации.
Проблемы:
1. Каково влияние средств коммуникации на изменение способов мышления и форм общественной организации?
Базовые понятия дискуссии: «глобальная деревня», «мозаичность мышления» Г. Маклюэна, теория «сетевых отношений» М. Кастельса.
Глобальная деревня - образ, предложенный М.Маклюэном (философ, канадский теоретик) (в тексте использовано необычное написание), исследователем массовых коммуникаций, одной из главных фигур западной культуры прошлого веак; будущий мир, в котором люди имеют быстрый и легкий доступ к информации, и поэтому возрастает роль информации в жизни общества (образ "деревни" у Маклюэна противопоставлен"городу", как месту высокой концентрации людей и частых непосредственных контактов.
Термин, введенный Маршаллом Маклюэномдля описания сложившейся новой коммуникационной, а впоследствии и культурной ситуации. Маклюэн описывает, как земной шар «сжался» до размеров деревни в результате электронных средств связи, стала возможна мгновенная передача информации с любого континента в любую точку мира.Сегодня термин «глобальная деревня» главным образом используется как метафора, описывая Интернет и Всемирную паутину.
Сетевые отношения - Интернет и беспроводная коммуникация не являются средствами массовой информации в традиционном смысле, Кастельс ( испанский социолог-постмарксист, один из основателей теории новой социологии города. Считается одним из крупнейших социологов современности, специализирующимся в области теории информационного общества) называет их средствами интерактивной коммуникации. Тем не менее границы между средствами массовой коммуникации и всеми другими формами коммуникации все больше стираются.
Основной же смысл теории Кастельса заключается в том, что смена способов производства, внедрение производственных отношений нового типа ведет к изменению и общественных отношений. Отношения внутри общества и между обществом и государством будут строиться по новым принципам, которые вполне можно назвать сетевыми.
Позитивные последствия:
Неограниченный доступ к большому количеству информации в сети Интернет.
Негативные последствия:
Отсутствие общих правил коммуникации, "информационные войны", языковые и культурные (смешение культур) барьеры. Уход в виртуальную реальность.
3. Проявление «глобальности» коммуникации в образовательной деятельности.
Резкий скачок в дистанционном образовании имеет как отрицательные аспекты, так и положительные. Один из ключевых плюсов – это то, что образование стало доступным во всем мире, но с другой стороны, появилась необходимость в новых методах и формах работы с таким типом ресурсов. Инновационный подход к образованию требует переработки теоретической базы, так как количество людей, которые обращаются к дистанционным курсам обучения растет, отсюда приходит вывод,что чем больше людей начинаются пользоваться такими образовательными услугами, тем понятнее должны эти курсы описаны.
Проблемы:
1. Каково влияние средств коммуникации на изменение способов мышления и форм общественной организации?
Базовые понятия дискуссии: «глобальная деревня», «мозаичность мышления» Г. Маклюэна, теория «сетевых отношений» М. Кастельса.
Глобальная деревня - образ, предложенный М.Маклюэном (философ, канадский теоретик) (в тексте использовано необычное написание), исследователем массовых коммуникаций, одной из главных фигур западной культуры прошлого веак; будущий мир, в котором люди имеют быстрый и легкий доступ к информации, и поэтому возрастает роль информации в жизни общества (образ "деревни" у Маклюэна противопоставлен"городу", как месту высокой концентрации людей и частых непосредственных контактов.
Термин, введенный Маршаллом Маклюэномдля описания сложившейся новой коммуникационной, а впоследствии и культурной ситуации. Маклюэн описывает, как земной шар «сжался» до размеров деревни в результате электронных средств связи, стала возможна мгновенная передача информации с любого континента в любую точку мира.Сегодня термин «глобальная деревня» главным образом используется как метафора, описывая Интернет и Всемирную паутину.
Мозаичность мышления - отрывочность восприятия. В разных жизненных ситуациях возникают разнообразные мозаики мышления, из которых собирается общая жизненная картинка.
Человек знает понемногу обо всём и ничего досконально, не склонен к анализу, утрачивает желание и способность постигать что-то новое.
Стремясь побыстрее получить нужные сведения, мы часто опираемся исключительно на зрительную память, не используя слуховую, тактильную, обонятельную, эмоциональную. Информация, которую мы не пропустили через себя, не прочувствовали и не проанализировали, может стереться из памяти.
Специалисты связывают возникновение нового типа мышления в первую очередь с доступностью информации, а также с тем, что мы живём в эпоху активного её потребления. Разрозненность желаний и поступков, образа мыслей и образа жизни, непоследовательность в решении проблем – это тоже признаки «мозаичности».
Человек знает понемногу обо всём и ничего досконально, не склонен к анализу, утрачивает желание и способность постигать что-то новое.
Стремясь побыстрее получить нужные сведения, мы часто опираемся исключительно на зрительную память, не используя слуховую, тактильную, обонятельную, эмоциональную. Информация, которую мы не пропустили через себя, не прочувствовали и не проанализировали, может стереться из памяти.
Специалисты связывают возникновение нового типа мышления в первую очередь с доступностью информации, а также с тем, что мы живём в эпоху активного её потребления. Разрозненность желаний и поступков, образа мыслей и образа жизни, непоследовательность в решении проблем – это тоже признаки «мозаичности».
Сетевые отношения - Интернет и беспроводная коммуникация не являются средствами массовой информации в традиционном смысле, Кастельс ( испанский социолог-постмарксист, один из основателей теории новой социологии города. Считается одним из крупнейших социологов современности, специализирующимся в области теории информационного общества) называет их средствами интерактивной коммуникации. Тем не менее границы между средствами массовой коммуникации и всеми другими формами коммуникации все больше стираются.
.
Возникновение сетевого мышления имеет характерные черты, которые соединены с пространственным восприятием и безграничным доступом к неограниченному количеству информации в сети Интернет:- Доступ к безграничному потоку информации, данным ресурсов сети значительно облегчает запоминание и хранение информации в памяти человека.
- Любой пользователь сети может в реальном времени принять участие с массовой коммуникации.
- Создание сетевых структур объединяет всех участников сети в целостный организм с отсутствующим центром.
2. Изменения коммуникации в масштабе гипервремени. Позитивные и негативные последствия компьютеризации: коммуникативный аспект.
Позитивные последствия:
Неограниченный доступ к большому количеству информации в сети Интернет.
Негативные последствия:
Отсутствие общих правил коммуникации, "информационные войны", языковые и культурные (смешение культур) барьеры. Уход в виртуальную реальность.
3. Проявление «глобальности» коммуникации в образовательной деятельности.
Возникновение дистанционных форм обучения:
- вебинары;
- платформы для дистанционного обучения;
- веб курсы
- вебинары;
- платформы для дистанционного обучения;
- веб курсы
- международные конференции и семинары.
4. Выскажите суждение по приведенному ниже тексту:
«Принципиально новым в сетевых формах является возможность существенного расширения аудитории. Обычно образовательные взаимодействия осуществляются в фиксированной аудитории, стабильной социальной группе. Здесь аудитория может стать массовой: в сети Интернет любой желающий может обратиться к образовательному ресурсу и вступить в коммуникацию. Поэтому коммуникация приобретает черты массовой, черты СМИ и требует использования особых методов и приемов, например, часто задаваемые вопросы, обобщающие лекции с ответами на такие вопросы и пр.»
Ответ:
4. Выскажите суждение по приведенному ниже тексту:
«Принципиально новым в сетевых формах является возможность существенного расширения аудитории. Обычно образовательные взаимодействия осуществляются в фиксированной аудитории, стабильной социальной группе. Здесь аудитория может стать массовой: в сети Интернет любой желающий может обратиться к образовательному ресурсу и вступить в коммуникацию. Поэтому коммуникация приобретает черты массовой, черты СМИ и требует использования особых методов и приемов, например, часто задаваемые вопросы, обобщающие лекции с ответами на такие вопросы и пр.»
Ответ:
Комментариев нет:
Отправить комментарий